Интервью Генерального директора "Траст-Лифт" Сергея Тимофеева, который уже более 20 лет занимается поставками и обслуживанием современных высокотехнологичных лифтов для промышленных и общественных зданий,
офисов и малоэтажного строительства.
Сегодня Сергей Викторович рассказал свое мнение по вопросам параллельного импорта и импортозамещения лифтового оборудования в столь крупной промышленной отрасли.
Что вы думаете о параллельном импорте?
В последнее время очень широко обсуждаются вопросы параллельного импорта и импортозамещения в отечественной лифтовой сфере. Имея профильное образование и занимаясь лифтами
практически всю свою жизнь, могу добавить свои «пять копеек» в эту дискуссию.
Еще в конце 80-ых, работая в ведущей монтажной организации - тресте «Союзлифтмонтаж», я участвовал в «разработках» и внедрении «достижений» в нашу отрасль на базе существовавшего
тогда ЦПКБ по лифтам. В 90-ые, став директором по обслуживанию лифтов в крупнейшей международной компании «KONE», принимал непосредственное участие в установке высокотехнологичных
лифтов скоростью 5 м/сек в зданиях Газпрома и участвовал во внедрении революционных на тот момент лифтов без машинного помещения. Поработав, таким образом, как с отечественными,
так и с зарубежными производителями, имея возможность сравнивать уровень и качество оборудования, я понял какая колоссальная разница между ними, буквально «небо и земля».
Сегодня я руковожу компанией «Траст-Лифт», которая занимается разработкой проектов сложных и нестандартных лифтов. 20 лет мы сотрудничаем с производителями лифтового оборудования
из Италии, разрабатываем конструкции лифтов различных конфигураций, грузоподъемности и скорости. Помимо работы с зарубежными партнерами, мы, разумеется, сотрудничаем и с российскими
производителями, что позволяет нам участвовать в частичном импортозамещении.
Как бы мы ни говорили о наличии собственного российского производства и работы целого проектно-конструкторского бюро ЦПКБ, к сожалению, мы не проводили
достаточно серьезных разработок и исследований в данной области, ни в советские времена, ни сейчас. На сегодняшний день отечественное производство имеет
возможность изготавливать достаточно простые лифты, которые через фонды капитального ремонта применяются для обычных жилых домов. Все что касается более
сложных лифтов, например, высокоскоростных или большегрузных, оказывается вне наших компетенций – здесь мы вообще не имеем технических возможностей или
каких-либо проектных наработок, которые можно было бы использовать. Поэтому при необходимости изготовить более сложную конструкцию, даже чуть выходящую
за рамки простой, отечественные заводы вынуждены использовать импортные комплектующие.
Да, у нас есть возможность изготавливать качественные детали с определенными характеристиками, например лебедки, но нельзя гарантировать долговременную
и надежную работу этих механизмов как составных элементов в сложных лифтах без машинного помещения, потому что их конструктив попросту «не тянет» лифт
более высокого технологического уровня. То же касается узлов безопасности, например, ловителей, ограничителей скорости, гидравлических буферов и др. деталей.
Поэтому, чтобы «укомплектовать» лифт отечественного производства, заводы все равно вынуждены заказывать комплектующие у турецких, китайских, ранее европейских
производителей. Таким образом, сложившаяся ситуация – замкнутый круг, попросту говоря, «не мы такие, а жизнь такая», в силу того, что ни мы, ни наша промышленность,
равно как и промышленность любой другой страны, не станет производить в единичных количествах какие-либо специальные ловители или уникальные двигатели из-за их
нерентабельности. Подобная ситуация не дает уйти в 100 % импортозамещение и не дает возможности избежать параллельного импорта. Получается, если мы хотим
производить более сложные лифты, нежели те, что делали 20 - 30 лет назад, мы должны использовать комплектующие иностранных производителей.
Другой вопрос здесь заключается в том, что мы, учитывая наши законы, не имеем никаких преференций, то есть наши российские производители не
имеют преимуществ перед зарубежными производителями. Количество набранных баллов в системе господдержки российской лифтовой промышленности
зависит от использования отечественных комплектующих, и только набрав определенное количество баллов, оборудование может быть признано
российским независимо от того, какой в нем используется шильдик, и кто это оборудование произвел. Поэтому, фактически, ни один российский
завод не соответствует предъявляемым к нему требованиям, чтобы декларировать лифт как чисто российское оборудование.
Так, наша компания принимала участие в ряде тендеров в государственных учреждениях, где мы предлагали российские лифты – более сложные,
нежели стандартное оборудование для обычных жилых домов. И даже в этой ситуации мы не получили никаких преимуществ перед китайскими и
турецкими производителями. Здесь напрашивается соответствующий вопрос: как добиться этих преимуществ, если заказчик не имеет возможности
прописать в конкурсной документации свое желание получить российского производителя? Как добиться преимуществ, если ни один завод не может
предоставить нормативный документ, где было бы указано его соответствие необходимым параметрам импортозамещения. Кроме того, идя в разрез
с законодательной базой, мы проигрывали китайским и турецким производителям еще и потому, что они оказывались дешевле, даже учитывая
существующий курс доллара.
Уверен, что пути развития отечественного лифтового бизнеса, во всяком случае на сегодняшний день, не могут обойтись без параллельного импорта,
поскольку в этом случае мы можем получать необходимые технологии и комплектующие из-за рубежа. При этом, нам необходимо развивать собственную
производственную базу –разрабатывать более сложные лифты, помимо стандартной продукции.
Генеральный директор
ООО "Траст-Лифт"
Сергей Тимофеев